Вчера проверял, как ребенок выполнил домашнее задание. По литературе проходят «Куст сирени» Куприна. Прочитал ребенок рассказ – подготовил домашнее задание, я и спрашиваю: «Расскажи, в чем суть этого рассказа?», на что мне ребенок отвечает: «А такого вопроса в учебнике нет…».
Посмотрел я вопросы и задания к данному произведению, если кратко, то примерно так:
1. Понравился ли вам рассказ «Куст сирени»?
2. Сделайте сравнительную характеристику Николая и Веры (главных героев).
3. Какое произведение, прочитанное в 7 классе, напоминает этот рассказ?
4. Можно ли рассказ «Куст сирени» считать произведением о любви?
5. Какой из рассказов о любви (Чехов, Бунин, Куприн) вам показался наиболее интересным?
Если честно, то я даже и подумать не мог, что этот рассказ о любви. Я всегда считал, что «Куст сирени» Куприна – это произведение о лжи, о том как маленькая ложь, тянет за собой еще большую ложь, о том, что ложь – это грех, который приводит к душевным тревогам, денежным расходам, лишним беспокойствам и прочим неприятностям. А в учебнике даже намека нет на то, что рассказ о величайшем человеческом пороке – о лжи.
В беседе начинаю ребенка подводить к тому, что рассказ о лжи, и прошу ребенка дать оценку поступку главного героя. На что ребенок мне отвечает, что главные герои поступили, не просто правильно, а проявили замечательную смекалку и находчивость, превратив ложь в истину. Объясняю ребенку, что такое превращение не героический поступок, а еще большая ложь, направленная на сокрытие первого обмана. А ребенок мне отвечает, но ведь эта ложь во благо, в противном случае главного героя отчислили бы из Академии и отправили бы в полк.
Ну как ребенку объяснить, что любая ложь – это плохо?
«А приведи-ка пример из жизни, кода была бы ложь во благо», - спрашиваю ребенка.
Ребенок мне и выдает:
«Учительница велела всем ученикам принести записку от родителей, что 10 марта по семейным обстоятельствам дети в школу не придут. Ты писать такую записку отказался, сказав, что это не правда, что нет никаких семейных обстоятельств препятствующих посещению школы 10 марта. Все равно 10 марта ни кто не учился – все дети принесли записки от родителей. Всем хорошо – дети и учителя отдыхают, только мне плохо – после праздников учительница будет ко мне придираться из-за записки и занижать оценки».
Вот такой вот урок получил ребенок в школе. И как теперь ему объяснить, что любая ложь – это грех?
|